Вы здесь

Прогулочный флот Финляндии

Прогулочный флот Финляндии

26.03.2013 Автор: 0 11240
Facebook Twitter Google+ Pinterest

«Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

Прогулочный флот Финляндии

flot1

Новая прогулочная лодка из стеклопластика Tepxu-400BS.

Длина—4 м, ширина—1,6 м; вес—180 кг; максимальная мощность двигателя—35 л. с; пассажировместимость—4 чел.

ОТ РЕДАКЦИИ

Финская лодочная промышлен­ность пока что сравнительно малоизвестна советским специалистам мелкого судостроения, любителям парусного спорта и водно-моторного туризма.

Можно сразу же сказать, что для финских верфей не характерны ни концентрация производства, ни выпуск малого числа моделей массовы­ми сериями (порой по нескольку ты­сяч единиц в год), как это имеет место у нас в стране и, частично, в США. В Финляндии существуют де­сятки небольших предприятий, еже­годно поставляющих на лодочный рынок не более чем по 100 судов. Характерно, однако, другое — то, что позволило финнам завоевать весьма прочные позиции на скандинавском рынке, выстоять в годы депрессии, поразившей западный мир. Речь идет о высоком качестве изготовления су­дов независимо от их назначения и размеров — будь то простая рыбачья лодка или океанская гоночная яхта для миллионера. Этим и объясняется парадоксальный факт, что когда в 1975 —1976 гг. на Западе повсемест­но мелкие верфи свою деятельность сворачивали, экспорт финской лодочной промышленности не только не сократился, но и возрос на 30%. Если в 1975 г. Финляндия поставила на мировой рынок 6605 ло­док, катеров и яхт, то в прошлом году экспорт составил 10 275 судов на общую сумму 120 млн. марок, т. е. около 24 млн. рублей. (Надо ска­зать, что основная часть этого коли­чества была продана в Скандинавские страны — например в Швеции в 1976 г. было реализовано 8204 финских су­дов.)

В последние годы все большим авторитетом пользуется ежегодно проводящаяся в середине февраля в Хельсинки выставка «Вене». Это одна из самых представительных между­народных лодочных выставок: экспо­зиция ее обычно занимает площадь в 11 тыс. м , она привлекает около 100 тыс. посетителей и до 300 зару­бежных фирм-экспонентов.

Производители лодок и оборудо­вания к ним чутко реагируют на пот­ребности рынка, поэтому экспозиция «Вене», как правило, позволяет сде­лать выводы о характерных тенден­циях на предстоящий год. Рассказать об этих тенденциях в современной Финляндии редакция «Катеров и яхт» попросила редактора родственного журнала «Вене» («Лодка») Селло Сууронена, статья которого публи­куется ниже. (Заметим, что упомяну­тый журнал пользуется среди финнов большой популярностью; тираж его в этом году достиг 25 000 экз.)

 

Выставка «Вене-77», бе­зусловно, была важнейшим смотром достижений финского малого судостроения. Важнейшим, наиболее пред­ставительным, но не единственным: в последние годы в стране прово­дится множество небольших лодоч­ных выставок. Их организуют чаще всего уже летом, когда суда демон­стрируются непосредственно на воде, и именно там, где с ними удоб­но знакомиться потенциальным поку­пателям этой местности.

На очередной — уже двенадца­той по счету выставке «Вене» экспо­нировалось около 300 различных лодок, катеров и яхт, огромное коли­чество образцов оборудования для малых судов, двигателей и подвесных моторов. Была представлена продукция из 22 стран мира, и это не уди­вительно, так как Финляндия продол­жает оставаться довольно надежным рынком сбыта, в котором заинтере­сованы иностранные фирмы. Однако естественно, что основное внимание было уделено демонстрации отечественной продукции.

flot2

Корпус лодки «Си-Би 18НТ», выпускаемый на рынок в том виде, как он представлен на снимке. Покупателю предлагается оборудовать лодку самостоятельно

Внутри лодки «Си-Би 18НТ».
В стоимость 10 000 марок (без мотора) включаются стекла для иллюминаторов (без их установки), тент, кожух на двигатель.          Длина  лодки 5,6 м; ширина 2   м;  стационарный двигатель

Депрессия последних лет несколь­ко сузила круг покупателей лодок. Безудержный рост цен на сырье вызывает неуклонное повышение цен готового судна. Если учесть, что цена небольшой открытой лодки с под­весным мотором доходит до 10 тыс. марок (а иногда и превышает указан­ную сумму!), станет очевидным, что в настоящее время обычная семья не располагает возможностью совер­шать подобные покупки без получе­ния банковской ссуды, а такую по­мощь банки оказывают все более неохотно. Естественно гораздо более сложную проблему представляет при­обретение каютного 8-метрового водоизмещающего катера полной стои­мостью порядка 32 тыс. марок (это соответствует среднему годовому доходу семьи!).

Перспективным путем представ­ляется организация фондов (обществ) по финансированию лодочной тор­говли, которые могли бы облегчить участь потребителя. В Швеции, на­пример, такие фонды созданы и этот вопрос решен: покупатель вы­плачивает наличными только 30— 50% стоимости лодки, а остальную сумму вносит в течение трех-пяти лет с начислением, однако, 15 — 18%.

Когда речь идет о дорогом ка­тере или яхте, следует учитывать еще одно обстоятельство. Обычно подобное судно покупатель эксплуа­тирует в течение трех-пяти лет, после чего продает его и взамен покупает новое. Смысл в том, что за бывшее в употреблении судно (но не устаревшее) можно в денежном выражении получить даже больше, чем было уплачено раньше: темпы инфляции в Финляндии в некоторые годы превышали 15% за год1 Хотя, как уже отмечалось, цены на новые суда все время возрастают, иногда даже более чем на 20% в год, относительно высокий уровень цен сохраняется и на бывшие в употреблении лодки. Считается выгодным вкладывать капитал именно в приобретение туристских водоизмещающих катеров, так как на них сравнительно легко найти покупателей.

flot4

Самая популярная стеклопластиковая лодка в Финляндии «Лохи-375», которая выпускается в течение нескольких лет акционерным обществом «Лохи Оу».

Длина — 3,75 м; ширина —1,46 м; вес —75 кг; пассажировместимость —3 чел.; подвесной мотор 1,5—6 л. с.

Сложившееся на внутреннем рын­ке положение привело к тому, что все больше финнов проявляет интерес к самостоятельной постройке судна: при этом все чаще лодки строят не из сырого материала, а собирая из покупных заготовок-полу­фабрикатов. Многие верфи продают «голые»— необорудованные корпуса из стеклопластика или легких спла­вов. Цена такого корпуса вполне приемлема, а затраты на достройку и оборудование оказываются разне­сенными на неопределенно длитель­ный период. Лодка оснащается, как принято у нас говорить, в полном соответствии с кошельком владельца и зачастую успешно используется им еще до выполнения программы максимум.

Большим спросом пользуются, в частности, корпуса 7—9-метровых туристских водоизмещающих катеров. Цена такого корпуса из стеклопластика колеблется от 15 до 30 тыс. марок. В эту сумму включается, как правило, и стоимость секции палубы, внутренней зашивки, а в ряде случаев и поставляемых отдельно переборок. Естественно, во всех вариан­тах подобное новое судно обходится недешево: ведь цена одного дви­гателя— это уже 10 тыс. марок.

И тем не менее Финляндия — ло­дочная страна: каждая четвертая семья имеет какую-либо лодку. Типичные лодочные поездки финнов — это прогулки и путешествия со всей семьей, с детьми, и не только во время отпуска, но и обычно в конце недели — в соседний город, на при­надлежащие общине внешние остро­ва, на которых оборудованы прича­лы, навесы для приготовления пищи, туалеты. В соответствии с действую­щими законами водное простран­ство Финляндии открыто для перед­вижения любого гражданина (исклю­чение составляют заповедники, в пределах которых запрещено прича­ливать).

flot5

Популярная в Финляндии пластмассовая яхта-монотип класса «Н», выпускаемая обществом «Артекно Оу. На выставке демонстрировалась семисотая лодка этого класса.

flot6

Схема парусности и общего расположения яхты класса «Н».

Длина—8.28 м; длина по КВЛ-6.30 м; ширина—2.18 м; осадка-1 30 м; вес фальшкиля – 725 кг; водоизмещение – 1,45 т; площадь парусности – 24,5 м2;

Регистрации у нас подлежат толь­ко лодки, снабженные подвесным мотором мощностью выше 20 л. с. или стационарным двигателем мощ­ностью свыше 50 п. с. Контроля за наличием предусмотренного законом снабжения официально нет, но прак­тически полиция и морская погран­охрана организуют проверки на воде.

Многие финны имеют так назы­ваемые международные водитель­ские книжки (необходимые, напри­мер, при поездке по Сайменскому каналу). Для плавания по внутрен­ним водам страны никаких докумен­тов не требуется. Имеется лишь пра­вило, что зарегистрированной лодкой может управлять только человек старше 15- лет.

Самым распространенным типом судна и в наши дни продолжает оставаться 4,5 —5-метровая гребная лодка стоимостью 800—2000 марок. Деревянные гребные лодки, действи­тельно, начинают уходить в прош­лое: из имеющихся в продаже моде­лей большая часть изготовлена из стеклопластика, хотя немало лодок из АБС-пластика ч и легкого сплава. С 1969 г. в Финляндии действует закон («Постановление об эксплуа­тации лодок»), в котором сформули­ровано следующее требование к не­потопляемости всех судов длиной менее 4,5 м: лодка должна при за­полнении водой оставаться на плаву вместе с сидящими в ней людьми, сохраняя положение на ровный киль. Практически это правило распростра­нилось уже и на лодки длиной до 5 м, а в некоторых случаях и боль­шей длины. Отметим, что в послед­нее время официальные органы на­чинают заниматься контролем ка­чества серийно изготовляемых лодок. Во всех Скандинавских странах уже действуют общие «Нормативы типового освидетельствования», кото­рые касаются теперь и лодок длиной 5 м и менее (а не только больших   судов). «Нормативы» оговаривают требования,  предъявляемые к сырью и технологии,   к   прочности стеклопластика, правила монтажа оборудования и т.д. Производители пока юридически свободны от необходимости соблюдения этих нормативов, однако все большее число предприятий  начинает  учитывать   их  из чисто   коммерческих   соображений: охотнее покупаются лодки с гарантией надежности. В Финляндии контроль за   соблюдением упомянутых правил осуществляет Мореходное управление, имеющее специальный отдел прогулочных лодок. На всех лодках,   изготовленных в соответствии с общескандинавскими нормативами, имеется дощечка с обозначением максимальной грузоподъемности и мощности мотора.

flot7

Туристский водоизмещающий катер «Альбатрос».

Длина – 7,8м; ширина – 2,55м;  осадка – 0,78 м; скорость – 8 узлов с дизелем мощность 36.л.с

flot8

Схема общего расположения катера «Альбатрос».

1 —V-образная койка; 2-шкаф; 3-туалет; 4— место рулевого; 5-камбуз; 6-стол (на ночь опускается на один уровень с диванами, образуя двуспальную койку); 7-кокпит; 8-кормовая детская каюта;95-двигатель 25-49 л.с.      

Попытаемся теперь, делая обзор экспонатов «Вене-77», наметить какие-то типичные классы прогулочных судов, распространенных в стране.

Поскольку многие финские семьи имеют летние дачи где-нибудь на берегу озера или моря, то, как правило, каждая такая семья имеет в своем распоряжении и так называемую дачную лодку. Обычно это 4— 5-метровая стеклопластиковая открытая лодка под подвесной мотор мощностью 5—20 л. с.

Наибольшим спросом пользуется типичная дачная 3-местная лодка «Лохи-375»; длина  3,75 м, вес 75 кг. С мотором мощностью 5 л. с. и одним пассажиром она глиссирует (допустимая мощность 6 л. с). Люди, имеющие дачи на островах, в шхерах, нуждаются для проезда туда в более крупных 4,2—4,5-метровых лодках. Обычно это тоже открытые стеклопластиковые лодки (двухслойной конструкции) под мотор мощностью 15—40 л. с. В отношении сбыта  лодок такого класса (цена 37 тыс. марок) между верфями идет сильнейшая конкуренция.

В наших правилах имеется указание о том, что любую лодку, снабженную мотором мощнее 20 л. с, необходимо оборудовать дистанционным управлением. В связи с этим на многих открытых лодках можно видеть пульт управления с рукоятками газа и реверса и штурвал.

Естественно, что более крупная лодка уже и сама по себе становится заменителем дачи. Прибрежные шхеры и огромные системы внутренних озер открывают неограниченные возможности для отдыха на воде. Именно поэтому многие финны проявляют большой интерес к прогулкам на мотолодках и даже не задумываются над приобретением стационарных летних дач.

Многие семьи приобщаются к воде с приобретением относительно дешевой (15—20 тыс. марок плюс 5—10 тыс. мотор), но уже комфор­табельной мотолодки класса «Хард-топ»1, которую в Финляндии, в отли­чие от дачных моторок, называют прогулочной лодкой. Имеется в про­даже несколько видов подобных ло­док длиной 4,8—5,8 м; наиболее по­пулярны «Флиппер-570», «Скантик-575» и «Ямарин-550», рассчитываемые на подвесной мотор мощностью свы­ше 50 л. с. (скорость при этом пре­вышает 20 уз, расход горючего 22— 24 л/ч). На типичной «хардтоп»-лодке под жестким тентом в носовой части оборудуется V-образная двуспальная койка, в центре расположены пульт управления и столик-планшет, в кок­пите имеется возможность устроить спальные места под мягким тентом. Таким образом, на стоянке в лодке могут спать четыре человека.

Становятся все более популярны­ми плавания в шхерах всей семьей в течение летнего отпуска. Обычно более или менее комфортабельные туристские суда «автоматически» по­лучаются длиной свыше 7 м. Быстро­ходные крейсера, снабженные мощ­ными бензиновыми моторами, оказы­ваются слишком дорогими, огромны и затраты на их эксплуатацию. Прак­тически имеются возможности сбыта лишь тихоходных (скорость ниже 10 уз) водоизмещающих катеров, обо­рудованных дизелем или работаю­щим на керосине мотором мощно­стью Ю—15 л. с. Такие суда поль­зуются сейчас особой популярностью; многочисленные их модели отли­чаются лишь уровнем комфортабель­ности и насыщенностью оборудова­нием.

Любители морских путешествий часто ходят к берегам Швеции, а то и Польши, но цена больших мореход­ных катеров уже просто ужасна!

В последние годы неожиданно возросла популярность плаваний под парусами, объясняемая, с одной сто­роны, повышением цен на бензин, а с другой стороны тем, что они до­ставляют не меньше удовольствия, чем быстрое движение на моторной лодке.

Если обратиться к статистике, то получается, что наиболее распро­страненным видом парусной лодки в Финляндии является детский шверт­бот «Оптимист». Многие строят их своими силами из фанеры; самый простой вариант — сборка из комп­лекта заготовок, включающего все необходимое вплоть до гвоздей и клея (цена 400—600 марок). Пласт­массовые «Оптимисты», пользующиеся сейчас наибольшим спросом, стоят примерно 2000 марок.

flot9

Мотолодка «хардтоп» Tepxu-520

Длина—5,20 м; ширина—2,1 м; вес—450 кг, максимальная мощность двигателя—60 л. с. Пассажировместимость—5 чел.

К популярным типам «взрослых» швертботов относятся «Флиппер-Скоу», «Мот-Европа», «Лазер» и «505».

Появилось множество так называе­мых «новых яхтсменов», т. е. тех, кто раньше парусом не занимался, а сей­час приобрел 5—6-метровые мини-яхты вместо моторок. Это «движе­ние» достигло апогея два—три года назад. Теперь многие из этих яхтсме­нов начинают отказываться, напри­мер, от таких парусных лодок, как «Йое-17» или «Тювекс-1В», поскольку они слишком тесны для семейного использования. Становятся модными уже более крупные яхты, имеющие длину 6,5—7,5 м. К этому классу яхт относятся хорошо известные в Фин­ляндии «Аванс-24», «Гай-22», «Хелм-смэн-23», «Рок-20», «Фабола Сканпер», а также оправдавшая себя и распространенная по всей Скандина­вии килевая яхта-монотип класса «Н». Стоимость таких яхт с полным снабжением составляет 35—60 тыс. марок, поэтому нередко две семьи покупают яхту сообща и проводят на ней отпуска по очереди.

С упомянутыми яхтами на фин­ском рынке успешно конкурирует английский «четвертьтонник» «Эйгтен-24» (также представленный на «Вене-77»); вообще к «четвертьтонникам» в Финляндии сейчас прояв­ляют значительный интерес в связи с тем, что в июле этого года в Хель­синки проводились международные соревнования Четвертьтонного кубка.

Наконец, финская промышленность поставляет и множество лодок дру­гих типов и назначений.

Последнее увлечение — индейское KatioS; это открытая, сделанная по канадскому образцу лодка, длиной 4,7—5,5 м, которую можно транспор­тировать на крыше легковой автома­шины (например, при поездке в пу­стынные районы Лапландии), Строят каноэ из стеклопластика или из тер­мопласта АБС, Вес каноэ около 35— 45 кг, цена 1200—2000 марок.

Отдельную группу составляют ра­бочие лодки. В Финляндии разраба­тывается новый муниципальный закон, в соответствии с которым общи­нам будет вменено в обязанность приобретать и содержать лодки для пожарной службы, для очистки воды от нефтепродуктов1 и т. п. Поэтому многие верфи уже подготовили об­разцы подобных судов. В ряде слу­чаев это просто большая по разме­рам обычная открытая лодка. Отме­тим,, что рабочие лодки типа «Финнспид» экспортируются из Финлян­дии во многие страны мира (прежде всего — для использования на боль­ших реках Африки).

Еще одну группу специальных лодок составляют 7—8 метровые лодки, предназначенные для любительской рыбной ловли. Это стекло-пластиковые водоизмещающие кате­ра с дизелями мощностью 20— 50 л. с; очень часто на них обору­дуется кормовая каюта. На катере обычно два-три спальных места; судно снабжается всем необходи­мым штурманским оборудованием и может быть использовано для даль­них путешествий.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo