В. В. Судаков «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г
Построен мини-катер «Арго»
Катер, построенный мною по проекту В. Б. Осипчука (см. «КЯ» № 47), был спущен на воду в конце навигации 1976 г. На его постройку ушло около тысячи часов. Катер строился почти без отклонений от проекта.
Корпус обшит декоративной фанерой толщиной 4 мм декоративным слоем внутрь. Обшивка снаружи оклеена двумя слоями стеклоткани. Швартовные утки, поручни и «ножные леера» — низенькие фальшборты сделаны из дуба, полики в рубке и кокпите и откидные сиденья — из бакелизированной фанеры. К тентовой дуге пришлось прикрепить еще одну вспомогательную, иначе ткань тента провисала и на нем скапливалась вода.
Кормовой рундук для хранения мотора «Нептун-23» маловат. В принципе, поместить мотор сюда можно, но только если отвернуть предохранительный колпачок штепсельного разъема и снять с мотора румпель. Решил поместить в рундук стационарный бензобак емкостью 80 л с выводом горловины для заливки горючего и патрубка для бензошланга в подмоторную нишу. Габариты бензобака таковы, что поверх него можно будет уложить плашмя три стандартные канистры, а по одному из бортов, сбоку бензобака, оставить место для аварийного мотора «Спутник» и инструмента.
Большой формат чертежа для печати
Каютная мотолодка «Арго»
Проект «КЯ» разработан инж. В. Б. Осипчуком, опубликован в №1 (47) за 1974 г.
Корпус обшивается водостойкой фанерой толщиной 5 мм: основной набор изготавливается из сосновых реек 20X40.
Можно сказать, что для своих размерений катер получился достаточно вместительным и удобным.
В случае необходимости дополнительный багаж можно уложить под поднятый до уровня рундука правый полик. Очень практичны откидные сиденья, но узлы крепления их к бортам необходимо укрепить кницами. Помещение рубки хорошо вентилируется, если установить решетки-жалюзи. Необходимо также предусмотреть откидной или съемный кронштейн для аварийного мотора. На мой взгляд следует несколько изменить конструкцию крепления транцевых плит с таким расчетом, чтобы на стоянке можно было их откинуть к транцу во избежание поломки.
Основные данные:
Длина наибольшая, 4,36 м
Ширина, 1,80 м
Высота борта на миделе, 0,78 м
Вес корпуса, 240 кг
Скорость с ПМ «Вихрь-М» при нагрузке 300 кг 30км/ч
Нормальная пассажировместимость, 4 человек
При малой загрузке и с одним водителем на борту под мотором «Нептун-23» со штатным винтом катер развивает скорость до 35 км/ч. С водителем, пассажиром и двумя канистрами горючего скорость около 30—32 км/ч. При большой загрузке (три канистры горючего, водитель и три пассажира) скорость катера падает до 17 км/ч. Мотор в этом случае работает с заметной перегрузкой. Несомненно, если установить винт уменьшенного шага, то результат будет иной.
Сказалась на скорости и неверная установка транцевых плит. У меня получилось, что при поднятых транцевых плитах их передний край выступает за днище на 3 — 4 мм, что создает дополнительное сопротивление движению. Несколько великовата парусность, что особенно сказывается при свежем боковом ветре.
По мнению бывалых водномоторников, побывавших на борту катера во время первых же кратковременных выходов в Финский залив, он намного лучше ведет себя на волне, чем «Прогресс», но, конечно, уступает килеватым судам типа «Суперкосатки».
Катер устойчив на курсе. Остойчивость его весьма велика — два человека могут стать на один борт.