.

Вы здесь

Швертбот класса Т-2

Швертбот класса Т-2

18.04.2013 Автор: 0 14084

Л. Б. Карпов
«Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Швертбот Цефей

Проектированию шверт­бота Т-2 «Цефей» предшествовала большая работа по изучению опыта эксплуатации ранее выпущенных Ле­нинградской экспериментальной су­доверфью ВЦСПС судов этого клас­са. Все замечания и пожелания капи­танов «тэшек» внимательно рассмат­ривались и принимались за основу в работе над усовершенствованием проекта.

Рост культуры спортивных плава­ний, более строгая регламентация оборудования и снабжения крейсерско-гоночных яхт, повышенные тре­бования к их безопасности, море­ходности и обитаемости поставили перед конструкторами верфи ряд задач. На «Цефее» впервые в прак­тике отечественного спортивного су­достроения устроен самоотливной кокпит, до сих пор являвшийся особенностью только килевых яхт, уве­личена высота надводного борта, применен «тяжелый» (112 кг) шверт.

Предыдущая модель швертбота Т-2 имела склонность к нарушению центровки при крене и волнении из-за излишнего смещения в нос места расположения шверта и центра па­русности. Как показали испытания нового швертбота, проведенные в 1976 г., «Цефей» имеет во всех слу­чаях хорошую центровку.

Все планировочные элементы со­ответствуют требованиям «Правил классификации, постройки и обмера спортивных яхт», принятых в СССР на 1975—1980 гг.

shvertbot2

Основные данные швертбота

Длина наибольшая  7,0 м

по КВЛ, м    6,0

Ширина наибольшая   2,5м

по КВЛ         2,1 м

Осадка корпусом    0,3м

со швертом  1,38м

Высота борта, м:

в носу 1,40

на миделе1,32

в корме 1,13

Водоизмещение по КВЛ 1,34т

Площадь грота 13 м2

стакселя       7 м 2

shvertbot3-small

Большой формат рисунка для печати

shvertbot4-small

Большой формат рисунка для печати

Общее расположение

1 — моторный отсек; 2—погон гика-шкота: 3—швертовая лебедка; 4 — „подвесной" шкаф; 5 —полка 6 — паруса; 7 —форпик; 8 — мойка и камбуз; 9—койка-„гроб"; 10— анкерок с водой; 11 — стол.

 shvertbot5

План палубы 

Остроскулые обводы корпуса спроектированы с учетом обшивки его листами 7-миллиметровой бакелизированной фанеры. Обшивка подкреплена продольным набором из сосновых реек, которые опираются на восемь поперечных рам, являю­щихся элементами внутреннего обо­рудования корпуса. Продольный на­бор составляют также киль, два дни­щевых и два бортовых стрингера, стрингера увеличенного сечения по скуле и по линии слома борта, при­вальный брус.

Большая высота борта скрадывается линией слома, по которой идет дубовый буртик, и соответствующей раскраской борта. Благодаря этому создается впечатление корпуса с классической Линией борта, имеющей большую седловатость и поднимаю­щейся к носу.

Благодаря высокому борту раз­меры рубки невелики; ей придана «обтекаемая» форма для уменьше­ния аэродинамического сопротивле­ния на острых курсах.

Просторный самоотливной кокпит оборудован объемистыми рундуками, которые служат сиденьями и местом хранения снабжения и запасов. В кормовой части кокпита предусмот­рен рундук для хранения подвесного мотора и топлива; здесь бензобак оказывается надежно изолирован­ным от внутренних помещений (на серийных же Т-2 топливо иногда по­падало в трюм). Вода из кокпита и случайно пролитое топливо из кор­мового рундука сразу же стекают за борт через шпигаты в кормовой переборке рундука и в транце.

Мотор (мощностью до 12 л. с.) навешивается прямо на транец, где имеется специальный вырез, закрываемый в нерабочем положении зад­вижным щитом. На бимс гика-шко­та, разделяющий кокпит на две час­ти, можно установить компас и не­большой столик.

В носовой части швертбота раз­мещены койка и платяной шкаф в виде ниши. Пространство между койкой и шкафом закладывается специальным щитом и матрацем, об­разуя двуспальную койку.

В салоне по правому борту рас­положен буфет, под откидной крыш­кой стола которого закреплена на шарнирах качающаяся газовая плита. Дверка шкафчика в открытом поло­жении превращается в дополнитель­ный столик. По левому борту напро­тив буфета скомпонован обеденный уголок из двух диванов и довольно просторного стола между ними. За столом размещаются четыре чело­века; при необходимости еще трое могут сидеть на закладном щите но­совой койки, на ступеньке под вхо­дом и на койке по правому борту. Если стол опустить до уровня диванов,  образуется двуспальное место.

Такая планировка каюты стала возможной благодаря смещению швертового колодца под кокпит. В каюте расположена только носовая часть колодца, совмещенная с боко­вой стенкой дивана и совершенно не загромождающая помещения.

Шверт поднимается и опускается из кокпита тросом через систему блоков с помощью лебедки, закрепленной на переборке между каютой и кокпитом.

Под всеми койками и диванами есть  выдвижные ящики; на бортах устроены полки для мелких вещей, книг, радиоприемника и штурман­ского инструмента.

Под кокпитом имеется место для установки аккумулятора емкостью 100 А-ч, для хранения весел, футшто­ка и спинакер-гика. Переборки, де­тали внутренней обстройки и мебели облицованы шпоном из ценных по­род дерева или изготовлены из мас­сива ценных пород.

Вентиляция помещений обеспечи­вается через форлюк (его крышка выполнена из оргстекла), дверь вход­ного люка, имеющую жалюзи (ре­шетку) с задвижкой, и вентиляцион­ные отверстия в переборке между кокпитом и рундуком мотора.

Аварийная непотопляемость швертбота обеспечена блоками пенопласта, уложенными в носовом отсеке перед первой рамой и вдоль бортов позади кормовых коек.

Специальная дуга, устанавлива­емая над кокпитом, служит каркасом для тента, которым можно прикрыть кокпит на стоянке, опорой для гика и стойкой леерного ограждения. Бор­товой леер проходит еще через две стойки высотой 550 мм и крепится к носовому релингу. На крыше рубки закреплен довольно высокий пору­чень.

shvertbot6-small

Большой формат рисунка для печати

Схема парусности

shvertbot7

Мачта из алюминиевого сплава устанавливается на палубном степсе, который укреплен на носовой части рубки над усиленным бимсом. Нагрузка от мачты через бимс распре­деляется на корпус благодаря раз­витым полупереборкам, разделяю­щим носовой кубрик и салон. Мачту можно завалить в корму и поставить силами одного человека, если вос­пользоваться талями, заведенными за нижний конец штага.

Швертбот выпускается с верфи оборудованным устройством для за­крутки стакселя вокруг штага, уст­ройством для уменьшения площади грота, совмещенным с фаловой ле­бедкой, четырьмя шкотовыми лебед­ками. Топенанты, оттяжки и спина­кер-фал проведены на клиновые стопора, установленные в кормовой части палубы рубки.

Осенью 1976 г. в Невской губе были проведены заводские испыта­ния опытного образца параллельно с серийным швертботом Т-2-72, ко­торые показали, что новый швертбот имеет достаточную остойчивость, не уступает серийному Т-2 в скорости и крутизне хода к ветру. Управляе­мость «Цефея» вполне удовлетвори­тельна, хотя при слабом ветре отме­чена некоторая тенденция к уваливанию. На просторной палубе с уме­ренной погибью бимсов перемещать­ся и работать очень удобно.

На основании испытаний опытного образца в проект внесены некоторые изменения. В частности, спрямлена линия борта (убрана ступенька на палубе): это упростило конструкцию и позволило ликвидировать место возможной водотечности. Для улуч­шения лавировочных качеств в сла­бый ветер центр парусности смещен на 140 мм в корму. Для облегчения подъема шверта увеличено число лопарей швертталей.

В сентябре 1977 г. прошло испы­тания уже головное судно серии. Можно отметить, что благодаря прямой линии борта силуэт швертбота стал более строгим и выразительным, а палуба — удобнее. Некоторое по­нижение ЦТ и центра парусности привело к тому, что швертбот стал лучше управляться на всех курсах и ветрах, устойчиво лежит на курсе, но в то же время легко разворачи­вается буквально на месте.

Во время 7-балльного шквала швертбот шел под одним стакселем в полный бейдевинд, сохраняя способность к повороту оверштаг. Во всех условиях швертбот шел и круче и быстрее ранее выпускавшихся су­дов класса Т-2.

Внесенные в конструктивные чер­тежи изменения позволяют улучшить технологичность и качество отделки швертбота.

Подготовка к выпуску опытной партии швертботов Т-2 типа «Цефей» завершается; в скором времени яхтсмены начнут получать новое комфортабельное и мореходное суд­но для походов и соревнований.

Boatportal.ru

logo