Н.И. Слижевский «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.
Путем Св. Брендана
Предполагаемый путь «Св. Брендана».
Стрелками показаны направления постоянных океанских течений; звездочками — розы ветров в момент прохождения «Се. Бренданом» этих участков маршрута.
Дул сильный порывистый ветер, волны с шумом накатывались на берег, обдавая брызгами странное сооружение, внешне напоминающее одновременно и рыбацкую лодку, и небольшой парусник, и огромную скорлупу ореха. Но самое удивительное, пожалуй, то, что корпус судна сшит из огромных кусков кожи. Экипаж и провожающие после долгих размышлений все же решили отложить отплытие на следующий день — 17 мая 1976 года. Более всего это огорчило, вероятно, капитана Тима Северина. Ведь 16 мая — день Св. Брендана, а лодка именно так и называлась: «Св. Брендан». Кроме того, они отплывали из местечка Брендан-крик у подножья горы Брендан в районе бухты Брендан на западе Ирландии.
Кто же такой Брендан? Согласно летописи XI в. «Навигацио», монах Брендан, живший с 487 по 578 г. на полуострове Дингль на западе Ирландии, совершил с 14-ю сподвижниками плавание через океан к берегам «земли обетованной»— как теперь предполагают ученые — к о-вам Ньюфаундленд. Споры об исторической достоверности этого события продолжаются и по сей день. Как сообщает летопись, первым местом остановки было «скалистое, крутое побережье с ниспадающими с утесов потоками». Ученые считают, что этому описанию более всего соответствует Сент-Килд на Гебридских о-вах. Эта версия подтверждается существованием на острове ирландских монастырских построек.
«Следующее место высадки — два острова, один из которых отличался обилием белых овец и необыкновенным количеством рыбы в ручьях». Весьма вероятно, что это острова Стреймой и Вага на Фарерах («овечьих островах»). Затем сильные ветры отогнали лодку далеко на север, где она попала в «осевшее молоко», т. е., скорее всего, в тающий лед.
Вскоре путешественники подошли к скалистым берегам Исландии и, не задерживаясь там долго, двинулись дальше. Им довелось увидеть огромную колонну, упирающуюся в небо. Через 3 дня они достигли ее основания. Св. Брендан взглянул наверх, но так и не смог достичь взглядом вершины. Она, казалось, «пробивала небосвод» и была сделана из «чистейшего хрусталя». Современные исследователи считают, что эта колонна ни что иное, как ледяная гора фантастической формы. Такие горы-айсберги довольно часто встречаются в водах Арктики, примыкающих к Гренландии. Наконец, проплыв несколько дней среди «огромных густых туч» (вероятно, речь идет о туманах в р-не Гранд Бэнкс), монахи достигли «земли обетованной», которая оказалась «страной, купающейся а осеннем солнце, заросшей густым лесом, с рекой, теряющейся в глубине суши». Многие ученые склонны считать, что это Ньюфаундленд.
Сведения о лодке Брендана— древнеирландской кураге — можно почерпнуть как из «Навигацио», так и из высеченных монахами изображений на колоннах их «ораторий»— небольших часовен. Это лодки с деревянным набором и обшивкой из бычьих шкур. Курагами до сих пор пользуются рыбаки полуострова Дингль, правда, обшивкой этих лодок служит теперь простая парусина.
Могла ли курага пересечь Атлантику? 35-летний историк и писатель Тимоти Северин утверждает— да! Северин не впервые идет историческими маршрутами.
На мотоцикле он проделал путь Марко Поло до границ Китая, на каноэ спустился по Миссисипи. Об этих путешествиях он написал интересные книги. И вот теперь новая затея — на кураге через Атлантику.
Приступая к постройке лодки, Тим Северин тщательно исследовал все имеющиеся исторические источники, где он мог почерпнуть хоть какие-нибудь сведения об этом типе судов. Ему удалось отыскать на полуострове Дингль 80-летнего старика, предки которого и сам он издавна занимались постройкой кураг. Северин пригласил в качестве конструктора Колина Мьюди, знаменитого дизайнера и строителя «Реху Моана» — первой многокорпусной яхты.
1 — передний парус; 2—радарный отражатель; 3—радиоантенна; 4—кожаный парус; 5 — рифштерты; 6—закрытое помещение в носу; 7 —плавучий якорь; 8— тент; 9—набор корпуса; 10—запасные паруса (льняные); 11 — мешки; 12—запасные шкуры; 13—запасные рен; 14—ящик с навигационными инструментами; 15—оборудованная каюта; 16—кожаный корпус; 17 —просмоленный шнур; 18 — швартовный конец; 19—якорь; 20—степс мачты; 21 — фотографические принадлежности; 22 — запасные весла; 23 — съемный настил; 24—припасы и продовольствие; 25—емкости с кожаной обшивкой; 26—рулевое весло.
Летопись «Навигацио» сообщала довольно много ценных деталей, относящихся к постройке судна. Например, о породе дерева, из которого сделан остов, а также о том, что корпус обшит продубленными и просмоленными бычьими шкурами. Тим Северин поступил в полном соответствии с этими рекомендациями, но предварительно сделал запрос в Институт кожи в Лондоне. Ученые сообщили ему, что именно такой способ обработки кожи придает ей наибольшую сопротивляемость морской воде. Были исследованы различные образцы кож, которые были продублены в точном соответствии со средневековыми рецептами. В качестве заполнителя использовали тресковый жир и коровье масло, т. е. то, что было доступно строителям в VI веке. Затем неожиданно обнаружилось, что в эпоху Брендана бычьи шкуры были меньше по размеру и, что еще важнее, тоньше. А это значит, что имевшиеся в распоряжении Тима Северина современные образцы кож увеличили бы вес судна в сравнении с оригиналом VI века. Искусственное утоньшение кожи привело бы к уменьшению надежности корпуса. Поэтому отобрали как можно более тонкие шкуры из числа имевшихся.
Что же представляет из себя судно Северина? Длина — 10,9 м, ширина — 2,4 м, вес без загрузки — 900 кг, вес с полной загрузкой — 2720 кг. «Св. Брендан» снабжен двумя мачтами. Передняя высотой 3,96 м несет парус площадью 5,57 м2. На второй мачте высотой 5,18 м площадь паруса 13,46 м2. Деревянный каркас судна покрывают 40 продубленных и просмоленных бычьих шкур, сшитых между собой кожаными ремнями. Управление осуществляется двумя веслами, размещенными в кормовой части. Сверху судно прикрыто навесом из пластика для защиты от брызг.
Экипаж «Св. Брендана» — пять человек. Повторяющее в конструкции свой прототип, судно Северина, однако, имеет полный комплект современного навигационного оборудования.
И все же сомневающихся в успехе этой экспедиции гораздо больше, чем оптимистов. Недаром в день старта 17 мая 1976 г. с берега неслись пожелания попутного ветра, удачи и... божьего благословения— все как при отплытии славных предшественников Северина и его друзей.
По имеющимся сведениям, «Св. Брендан» достиг берегов Исландии, где путешествие было прервано из-за поломок набора корпуса и плохой погоды. Этим летом Северин намерен продолжить плавание.