В. А. Строгоноз «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г
Коврик-прокладка
Лодки с мягкой оболочкой на жестком каркасе обладают существенным недостатком: в процессе эксплуатации оболочка довольно часто повреждается в местах прилегания к каркасу. Чтобы усилить эти районы, на оболочку наклеивают ленточные протекторы, которые какое-то время защищают ткань, но вскоре сами протираются или пробиваются и требуют обновления, снижают ходкость байдарки.
На страницах сборника (см. «КЯ» № 53) говорилось о способе защиты оболочки с помощью
надуваемых велокамер, закрепляемых вдоль стрингеров между ними и оболочкой. Известны случаи использования в качестве прокладки полос микропористой резины и пенопласта, надувных матрацев или даже просто упаковочного картона с гофрированными прослойками. Каждый из этих способов имеет те или иные недостатки.
Я изготовил и уже пятый год использую для этой же цели специальный коврик из обрезков упругого пенополиэтилена. При сборке байдарки он укладывается на развернутую оболочку и раскатывается вдоль днища, после чего обычным образом вставляется каркас. Обычно за один-два сезона эксплуатации оболочка растягивается настолько, что позволяет вставить коврик без каких-либо доработок. У новой байдарки приходится или несколько увеличивать полноту оболочки (за счет запаса материала в шве на соединении деки с днищем) или отгибать в стороны скобы шпангоутов, на которых фиксируются фальшборты.
Конструкция коврика, изготовленного по принципу «патронташа».
1 — чехол с поперечными карманами. 2— полоски пенополиэтилена.
Выравнивание обводов байдарки (показано поперечное сечение) ковриком-прокладкой.
1 — коврик; 2 — оболочка; 3 — положение оболочки, если между каркасом и оболочкой прокладки нет.
Коврик толщиной 15—20 мм является прекрасным амортизатором нагрузок, действующих на байдарку. Оболочка при этом служит гораздо дольше, протекторы не требуются. Устраняется продавливание оболочки между стрингерами, существенно ухудшающее обтекание корпуса и снижающее грузоподъемность каркасных байдарок на 10—16%. Байдарка становится абсолютно непотопляемой; в то же время коврик, в отличие от волейбольных камер или надувных емкостей, не занимает полезное пространство внутри лодки. В походных условиях коврик служит матрацем.
Чтобы вынуть коврик, байдарку полностью разбирать не надо — достаточно открыть замок кильсона и частично вынуть каркас из оболочки.
Коврик несложно изготовить, связывая полоски шнуром по принципу оконных шторок. В оконечностях байдарки толщина полос плавно уменьшается. Второй способ — крепление в кармашках специально пошитого из легкой ткани чехла. Наиболее прост и не менее надежен способ пайки полосок к толстой (0,5—0,8 мм) полиэтиленовой пленке: лента накладывается сверху и через газету проглаживается горячим утюгом.
Вес 4-метрового коврика из пенополиэтилена (для байдарки «Са-лют-4,7»), имеющего наибольшую ширину 0,6 м и спаянного при помощи двух полиэтиленовых лент, составляет 2 кг.
Коврики (для байдарок «Прима») длиной 3,8 м мы делали с наибольшей шириной 0,5 м (только до нижнего пояса стрингеров) или 0,75 м (до верхнего пояса). Полоски толщиной 15 мм и шириной 50—60 мм укладывались в кармашки чехла; чехол сделан из двух частей, чтобы служить двумя матрацами. Остается добавить, что на спокойных участках маршрута коврик вкладывать под каркас не обязательно: можно свернуть его и привязать поверх деки.