Вы здесь

Как сделать универсальный шарнир

Как сделать универсальный шарнир

05.04.2013 Автор: 0 10390
Facebook Twitter Google+ Pinterest

П. Д. Пастухов «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Как сделать универсальный шарнир

 

По просьбе читателей сборника — В. А. Болотина из Лиепаи, А. В. Пехтелева из Кали­нинграда, А. И. Гарбузова из Ли­пецка и других — публикуем эскизы для Изготовления универсального шарнира мачты виндсерфера.

Следует подчеркнуть, что шар­нир — очень ответственный узел, от надежности которого во многом зависит успех в гонках. Шарнир дол­жен хорошо работать в морской во­де и при попадании в него песка, выдерживать удары и большие сре­зывающие нагрузки, возникающие при эксплуатации виндсерфера. Важ­но также, чтобы исключалась воз­можность порезов и ушибов спортсмена — недопустимы острые углы и кромки.

Шарнир должен обеспечивать мачте с парусом возможность сво­бодно поворачиваться на 360° и наклоняться не менее чем на 90° в любую сторону, причем эта возмож­ность должна сохраняться при дей­ствии  даже значительных нагрузок.

Все эти требования в большей или меньшей степени удовлетворены в приводимой здесь конструкции (правда, несколько затруднено вра­щение мачты при углах наклона, близких к 90°, но указанный недостаток вряд ли имеет практическое значение).

Металлические детали надо изготовить из нержавеющей стали Х18Н10Т, за исключением опорной шайбы 2, вытачиваемой для умень­шения сил трения из бронзы. Сухарь 8 с взаимно перпендикулярными отверстиями под втулки 7 и 9 мож­но сделать из капролона, достаточ­но прочного, некорродирующего и хорошо работающего на трение. Важно, чтобы расстояние между этими отверстиями было минимальным, так как в противном случае возникают большие усилия в шар­нире, приводящие к деформации де­талей, заклиниванию или поломке шарнира. Все острые кромки тща­тельно скругляются.

sharnir-small

Большой формат чертежа для печати

Сборку шарнира начинают с того, что, надев на втулку 9 сухарь 8 и щечки 10, ее развальцовывают. Нужно убедиться в легкости качания су­харя вокруг втулки 7, при этом болт 5 (М8), вставленный во втулку 7, не должен задевать шпор мачты при повороте на 90°. Чтобы сверло точно вышло на отверстие в противополож­ной щечке 10, следует, наложив щеч­ки на шпор мачты, опереть нижнюю щеку соответствующим- отверстием на центр или шарик, установленный точно под сверлом на столе (см. эскиз). В три просверленных таким об­разом отверстия вставляются труб­ки 11 0 5 мм из латуни или нержа­веющей стали; обрезают их так, что­бы концы выступали над щечками на 5 мм, после чего концы развальцо­вывают.

Следующим этапом закрепляют стальную вилку 3 на текстолитовом вкладыше 1 болтом М8, как показано на чертеже. Последней операцией сборки является соединение сухаря 8 с вилкой 3. Все болты должны быть тщательно затянуты и законтрены.

На вкладыш 1 рекомендую при­клеить микропористую резину; это предотвратит выскальзывание вкладыша из гнезда в корпусе виндсер­фера и облегчит работу с мачтой в условиях волнения.

На  чертеже также обозначены: 4 — шайба диаметром 8 /  20, б = 3; 6— гайка М8; 12 —шпор мачты.

 

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo