|
 |
Самые большие корабли - Лайнер - синоним судна-гиганта
Известно, что еще во времена клиперов, этих самых быстроходных парусников, американцы подарили миру поговорку - <эвремя-деньги>. Этот девиз взяли на вооружение и морские пассажирские компании, они стремились создавать все более и более быстроходные океанские пассажирские лайнеры, интерес публики к которым нарастал. Увеличение скорости судов, неизбежно сопровождавшееся повышением мощности судовых двигателей, требовало увеличения запасов топлива. Все это, естественно, не могло не отразиться на их размерах.
Появлению крупных пассажирских лайнеров, которые совершали рейсы между определенными портами и работали по строгому расписанию, способствовала миграция населения из Старого Света в Новый, в Австралию и Новую Зеландию. За период с 1851 по 1860 гг. переехало из Европы в США 2453 тыс. чел., в 1881-1899 гг.-4337, в 1901-1910 гг.-8136. В 1910- 1914 гг. из Европы выехало около 12 млн. человек, причем почти 3/5 из них осело в США.
В 1903 г. было построено уже упоминавшееся стальное судно <эСелтик>, превзошедшее по водоизмещению железный <эГрейт Истерн>. Именно с <эСелтика> началась <эгонка водоизмещении> пассажирских гигантов из стали, которые до 1955 г. не уступали по величине судам других типов, включая боевые корабли.
Вот как росли размеры <эплавучих городов> с паровыми турбинами. 1907 г., Англия, строятся четырехтрубные четырехвинто-вые <эЛузитания> и <эМавритания> водоизмещением по 44,6 тыс. т; 1911 и 1912 гг., Англия, четырехтрубные трехвинтовые однотипные суда <эОлимпик> и <эТитаник> по 53 тыс. т (у них бортовые винты работали от паровых машин); 1914 г., Германия, трехтрубный четырехвинтовой <эБисмарк> водоизмещением 64 тыс. т (достроен в 1922 г. под названием <эМаджестик>, впоследствии переоборудован в учебный корабль <эКаледония>).
Восьмипалубный четырехтрубный <эОлимпик> длиной 269 м и пассажировместимостью 2584 человека имел необычную энергетическую паротурбопоршневую установку мощностью 46 тыс. л. с. Она состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения (диаметр цилиндров: 1371 мм, 2133 мм и два по 2464 мм; ход поршня - 1905 мм) мощностью по 15 тыс. л. с. и одной прямодействующей (непосредственно приводящей гребной винт) мощностью 16 тыс. л. с, использовавшей отработавший в машинах пар. Это была мощнейшая турбина такого типа, она работала на паре давлением всего 1,6 атм. Паровые машины вращали винты диаметром 7,2 м (наконец-то были достигнуты размеры винта судна <эГрейт Истерн>). Пар для паровых машин давлением 14 атм вырабатывался 25 котлами на угольном отоплении, впоследствии замененное нефтяным. Интересно, что четвертая (последняя) труба лайнера была фальшивой, чисто декоративной.
При постройке лайнера <эОлимпик> - старшего брата <эТитаника> - судостроители преодолели 250-метровый рубеж длины и 50-тысячный рубеж водоизмещения.
В 1911 г. это судно столкнулось с английским крейсером <эХок>. При расследовании этого происшествия было обнаружено явление взаимного присасывания судов, идущих параллельным курсом дос... Читать следующую страницу...
|