|
 |
Самые большие корабли - Свидетельства начала судостроения и мореплавания
Самые древние свидетельства мореплавания - выхода в от* крытое море, когда земля исчезает из виду и уходит за горизонт, были обнаружены в 1967 г. в пещере Франхти на побережье аалива Арголикос на юго-востоке Пелопоннесского полуострова (Греция). Здесь археологи в слоях, относящихся к середине 7 тыс. до н. э., обнаружили обсидиан - вулканическую горную породу, которая имеется только на о. Милос в Эгейском море, в 65 милях от пещеры! Скорее всего, его завезли туда морем. Поскольку милосский обсидиан, с его характерным жемчужным отливом, встречается в большинстве последующих (вышерасположенных) слоев, можно считать, что транспортировка товаров морем происходила неоднократно. В каменном веке из обсидиана делали топоры, наконечники копий, ножи и прочие инструменты. Сколы этого материала острее применяемого хирургами в наши дни стального скальпеля и даже новейшего алмазного. Образно говоря, обсидиан был главным <эметаллом> тех далеких времен.
Еще одним доказательством того, что у обитателей пещеры, арголийцев, были суда, являются останки крупных рыбьих костей, возможно, тунца.
Как видим, морское судостроение зародилось в середине мезолита (средний каменный век), за 3,5 тыс. лет до появления письма и за 4,5 тыс. лет до возведения египетских пирамид. Следовательно, морское судостроение насчитывает более 9 тыс. лет!
Возникает вопрос, каким было протосудно пещерного человека? Ответить на этот вопрос трудно. К сожалению, останков судов тех времен не обнаружено. Быть может, это были кожаные лодки, сшитые из шкур животных (па таких лодках, как известно, плавали из Англии к берегам Шотландии рыбаки эпохи мезолита), а быть может, лодки, связанные из тростника. Изображения лодок из тростника обнаружены учеными на кольцах времен минойской цивилизации (III -II тыс. до н. э.)на островке вблизи о. Крит и на одном из Арголикосских островов. Челны тогда еще не строили, так как отполированные каменные топоры и тесла, необходимые для выскребывания ствола дерева после его выжигания, найдены только в неолитических слоях.
Первое же письменное свидетельство мореплавания <эмоложе> первой находки почти на 5 тыс. лет, и оно зафиксировано на камне по распоряжению египетского фараона Снофру - 2900 г. до н. э.
Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. относится самая первая письменная инструкция по постройке судов, обнаруженная при раскопках Ура - города-государства древних шумеров (юг теперешнего Ирака). Она была составлена в 3400 г. до н. э. ^ 2500 г. до н. э. относится первое из известных письменных руководств по загрузке и уходу за судном.
Интересно, что человек, уже совершавший мореплавания, перешел от охоты и собирания к земледелию и разведению домашнего скота. Ведь земледелие насчитывает чуть больше 9 тыс. лет, а одомашнивание крупного рогатого скота - 8,5 тыс. лет.
Самыми древними прямыми свидетельствами судостроения являются находки в Дании, в местечке Магле Моз, и в Англии, в местечко Стар Кар, части весел, возраст которых достаточно внушителен - ... Читать следующую страницу...
|