|
|
 |
Самые большие корабли - Великаны древности
Самое первое упоминание о гигантском создании судостроителей относится ко временам египетской царицы Хатшепсут, которая вела большое храмовое строительство и которая снарядила морскую экспедицию по Красному морю в древнюю страну Пунт. Согласно барельефу храма Дейр-эль-Бахри, по ее повелению строителем Инени за 1,5 тыс. лет до н. э. было создано транспортное судно, имевшее длину 63 м, ширину 21 м, высоту борта 6 м и осадку 2 м. Судно предназначалось для перевозки по Нилу двух 350-тонных гранитных обелисков длиной 29 м из скал Асуана в священный город Фивы (современный Луксор).
Водоизмещение этого судна достигало 1,5 тыс. т. Днищевые стрингеры были образованы из толстых брусьев, идущих от штевня до штевня, а бимсы - из трех рядов бревен, протянутых через наружную обшивку, что свидетельствует о высоком мастерстве судостроителей тех времен. Судно тянули на буксире лодки, на нем же самом были только четыре рулевых весла в корме.
Это было гигантское по тем временам, правда речное, судно. О масштабах, мастерстве и технических возможностях античных кораблестроителей подробно рассказал греческий писатель, живший в III в. до н. э., Афиней. Он поведал о сиракузском корабле, построенном по распоряжению Гиерона II - правителя Сиракуз в 268-215 гг. до н. э. Это была, по его описанию, икосера - корабль с 20 ярусами весел (очевидно, не по высоте, а как-либо иначе) водоизмещением 4,2 тыс. т, длиной 90 м и шириной 15,5 м (все данные ориентировочные). На трехпалубном судне располагалось множество пассажирских кают, пышные парадпые залы, библиотека, храм Афродиты, огромные солнечные часы, баня с тремя ваннами и баком для пресной воды, гимнастические залы, сады и шпалеры, рыбный садок, большая кухня, конюшни и огромный трюм. Главные помещения были богато отделаны и украшены картинами, статуями и вазами.
Строителем корабля, получившего название <эСиракузянка>, называют архитектора Архия из Корианды, а его помощником - великого Архимеда. На постройку судна, продолжавшуюся год (полгода до спуска на воду), израсходовали столько леса, сколько обычно уходило на постройку 60 больших галер. На работах было занято 300 плотников, не считая вспомогательных рабочих. Корпус был скреплен медными гвоздями, из которых большинство массой около 4 кг, а остальные в 1,5 раза тяжелее (вогнанные в предварительно просверленные отверстия, они скрепляли набор). Корпус был обшит свинцовыми пластинами с прокладками из просмоленного холста. Вода из трюма откачивалась при помощи <эбесконечного> винта, изобретенного Архимедом. Якорей было 12, из них четыре деревянных и восемь железных.
Вспомогательными судами были весельный грузовой бот, грузовые лодки и челноки.
На борт <эСиракузянки> можно было принять 2,6 тыс. т зерна, соленой рыбы, шерсти и других товаров, не считая провианта для пассажиров, многочисленного экипажа и воинов.
Для защиты от нападения на нем было установлено восемь боевых башен из дерева, три мачты с камнеметными реями, катапульта и опускаемая за борт железная ... Читать следующую страницу...
|